headerphoto

Spore – от инфузории до обсерватории (превью)

Трудно найти на Земле человека, не знакомого с шедеврами Уилла Райта (Will Wright). Сверхпопулярные Sim City и The Sims, создавшие два новых жанра, известны всем и каждому. Воплотив в жизнь столь великие проекты, Райт мог с чувством выполненного долга отправиться на заслуженный отдых, купить островок посреди океана и счастливо почивать на лаврах. Однако Уилл решил немного задержаться, чтобы создать нечто такое, что навсегда останется в истории компьютерных игр, – симулятор всего...

 

Трудно найти на Земле человека, не знакомого с шедеврами Уилла Райта (Will Wright). Сверхпопулярные Sim City и The Sims, создавшие два новых жанра, известны всем и каждому. Воплотив в жизнь столь великие проекты, Райт мог с чувством выполненного долга отправиться на заслуженный отдых, купить островок посреди океана и счастливо почивать на лаврах. Однако Уилл решил немного задержаться, чтобы создать нечто такое, что навсегда останется в истории компьютерных игр, – симулятор всего...

spore_01.jpg

spore_02.jpg
spore_03.jpg
spore_04.jpg
spore_05.jpg
spore_06.jpg
spore_07.jpg

spore_08.jpg
spore_09.jpg
spore_10.jpg
spore_11.jpg
spore_12.jpg
spore_13.jpg

spore_14.jpg

 

Впечатляющий масштаб

Первоначально проект так и назывался — Sim Everything, но позже сменил имя на более благозвучное - Spore. Не сравнивайте игру с Black & White, ведь Spore не ограничивается присутствием "длани господней" и возможностью провести туда-сюда пару людишек. Вместо этого она позволяет игроку принять участие в священном процессе зарождения жизни, пройти все стадии эволюции и, в конце концов, дорасти до цивилизации, колонизировавшей десяток-другой планет. Согласитесь, от масштаба захватывает дух! Spore органично сочетает замыслы Age of Empires, Populous, Civilization, Black & White, Diablo и еще множество идей из других игр.

Не меньше масштаба происходящего удивляет и сама реализация. Фактически, мы получим редактор, позволяющий самостоятельно изменять едва ли не все аспекты игры. Интерфейс, внешний вид живых существ, планет и целых галактик поддается трансформации. Лишь первоначальное окружение генерируется автоматически. Все, созданное вами, можно поместить на специальный сервер, с которого объекты скачают другие игроки, а вы, соответственно, легко загрузите оттуда чужие наработки. Так что без интернета всей глобальности действа не прочувствовать

На диске с игрой размещено лишь небольшое количество существ, растений, цивилизаций, планет и солнечных систем. Чтобы разнообразить список, придется идти во всемирную паутину. Например, в вашем мире живут всего четыре племени, да и то все особи представлены исключительно "гуманоидными" вариантами. В таком случае, компьютер самостоятельно загрузит какое-нибудь поселение летающих морских свинок, дабы отрегулировать баланс. Таким же способом добавляются целые планеты.

Инновации присутствуют даже в процессе разработки. Вместо стандартных скриптов, множества моделей и прочих атрибутов, авторы используют "шаблоны", обрастающие уникальными деталями непосредственно при загрузке игры. Это упрощает программирование и сокращает размер различных элементов. Так, любой объект, будь то живое существо, растение, планета или целая галактика "весит" не более пары килобайт.

Саундтреком занимается отец жанра эмбиент, композитор Брайан Ино. Что характерно, музыка тоже рождается из "шаблонов" непосредственно во время игры. С помощью специальной программы случайные комбинации готовых сэмплов объединяются в уникальные мелодии, так что вы не услышите дважды одну и ту же композицию.

 

Полет фантазии

Эволюция начинается с экскурсии в доисторические времена. Вы управляете одноклеточным существом, плавающим в первородном бульоне, и всестороннее развитие питомца – первоочередная задача. Для этого надо собирать ценные фрагменты ДНК, поедая окружающих. Накопив достаточно генетической информации, можно провести своей бацилле "тюнинг": увеличить скорость движения, отрастить третью ложноножку или прикрепить длинные усы. Изменения позволят микробу стать шустрее, ловчее и опаснее для носителей ценных материалов.

Чтобы совершить первый эволюционный скачок, необходимо отложить яйцо, из которого появится более совершенная особь. После нескольких подобных стадий игра меняется: действия перемещаются на сушу. Впрочем, никто не запрещает остаться на дне морском и вырастить расу мыслящих осьминогов.

Переход производится по той же схеме — через кладку яиц. После появления первого сухопутного экземпляра вас с радостью встретит новый, более совершенный редактор существ. Теперь питомца позволено менять по полной программе, не ограничиваясь жалким прибавлением усов. Регулируется размер, форма и цвет конечностей, модифицируется строение костной системы, уменьшаются или увеличиваются отдельные части тела. Любое вмешательство в облик питомца оказывает самое непосредственное влияние на игровой процесс. Например, если добавить "чуду-юду" третью ногу, оно станет медленнее передвигаться, но в драке с врагом получит дополнительный инструмент для апперкота. Добавив вторую пару глаз, вы увеличите созданию обзор, но затормозите его реакцию – обрабатывать сигнал сразу с четырех зрачков непросто. В этом редакторе можно задать параметры и внешний вид потомства от получившейся зверюшки.

Выжить на суше непросто. Вам предстоит охотиться на других представителей фауны, либо лакомиться травкой и листиками, если ваш питомец травоядный. Главное – не позволить агрессивным тварям им закусить. Переход на следующий этап выглядит по-иному: откладывать яйца не надо, нужно лишь найти себе подобного, и, пардон, спариться с ним. Поиски выглядят довольно забавно: зверюга издает особый свист, на который откликается потенциальный партнер. Дальше дело техники: идем на звук, предлагаем руку и сердце и получаем выводок потомков.

 

Причуды эволюции

Следующая стадия превращает Spore в простую RTS. Вам приходится управлять не одним существом, а целым племенем, у которого есть проблемы и потребности. Первым делом разбираемся с "квартирным вопросом": пока ходячие спруты с тремя ртами (или кого вы вырастили?) вполне неприхотливы, с них хватит простой хижины из шкур, глины и листьев. Дальше на повестке дня стоит пропитание: первобытным созданиям по статусу не положено добывать пищу зубами и лапами, поэтому надо обзавестись орудиями труда. Вооружив молодцов копьями и топорами, можно сделать охоту более эффективной, и задуматься о войне с соседями. Только прежде стоит познакомить подопечных с огнем и основать религию.

В племенном периоде существа размножаются быстрее, поскольку функции яйца выполняет главная хижина, в которую удаляются влюбленные парочки для продолжения рода. Ее размеры дозволено увеличивать, поднимая тем самым естественный прирост населения. Все очки на данной стадии тратятся не на "апгрейд" существ, а на изменение их социального, культурного, бытового и экономического статусов, и на войны с противниками, разумеется.

Постепенно игра переходит на новую, градостроительную стадию, превращаясь в некое подобие Sim City. Вам доведется соорудить города своей мечты. Драгоценные очки тратятся на покупку зданий, которые также поддаются изменениям в редакторе. Хотите дом в виде Пизанской башни? Желаете построить Собор Парижской богоматери? Стремитесь создать жилое здание, по форме напоминающее египетские пирамиды? Нет проблем! Но не забывайте о потребностях горожан. Если они ходят по улицам грустные, то немедленно дайте им хлеба и зрелищ! Постройте, например, театр масок, цирк или стадион – благодарные жители порадуют вас удвоенными производственными нормами на рудниках и полях. На этом этапе вплотную придется заняться войнами, поскольку многие соседи захотят прибрать к рукам вашу утопию. Город нужно обнести крепкими стенами и построить смотровые башни, а универсальный конструктор позволит создать необыкновенные виды оружия и боевой техники.

Очередной эволюционный скачок превращает Spore в заправскую Civilization, где полем для деятельности становится вся планета. Появляется гигантское дерево технологий, растут потребности в разнообразных ресурсах и энергоснабжении, начинается активная колонизация всех пригодных для жизни земель. Города исчисляются десятками, между ними протягиваются морские, сухопутные и воздушные магистрали. Так, шаг за шагом, под ваш контроль переходит весь "земной" шар. Однако самое интересное впереди. Финала как такового у Spore не предвидится, ведь вселенная бесконечна. Вдоволь наигравшись с собственной планетой, можно отправляться на соседние. Вы вольны исследовать бесхозные, подыскивая подходящую для заселения, или посещать обжитые, дабы установить контакт с чужими цивилизациями. Правда, это может привести не только к дружбе, но и к войне.

Схема взаимодействия с инопланетянами разнообразна и неповторима. Так, чтобы найти планету, заселенную кем-то, придется пеленговать ее сигналы и ориентироваться по радиоволнам, а первоначальные контакты с "чужими" будут опираться, в основном, на язык жестов. Неудивительно, что при таком примитивном общении трудно избежать конфликтов - если враг попался сильный, то он может не только отбить атаку, но и напасть в ответ, полностью уничтожив вашу любовно взращенную цивилизацию.

 

Прорыв в индустрии

Несмотря на все впечатляющие возможности Spore, до сих пор незакрытыми остаются несколько вопросов. Хватит ли сил у создателей довести все задуманное до конца и выполнить обещания? Зачем захватывать новые планеты: для удовлетворения собственных амбиций галактического завоевателя или с какой-то сугубо утилитарной целью? Не станет ли игра слишком скучной после достижения "космической" стадии? К сожалению, ответы появятся лишь с выходом Spore. Но если Уиллу Райту и его команде удастся осуществить задуманное, то мир получит один из самых интересных и захватывающих симуляторов за всю историю индустрии электронных развлечений.